Какие ноты можно играть в импровизации. Дорийский минор

Для того, чтобы сыграть соло, нужно знать хотя бы ноты, которые будут «звучать» в данный момент.

Предположим, вы видите G-7 (Gm7) аккорд и понимаете, что в нем есть G Bb D F. Осталось разобраться, какие ноты можно сыграть между этими нотами.

 

Способ первый: На слух.

Вы знаете какие ноты в аккорде, а остальные выясняете по ходу, пробуя или слушая, что играют другие.
Это очень странный способ, другими словами, «на-шару». Если вы не такой же классный и харизматичный, как Стэн Гетс (играл «на слух», можно послушать аудиозаписи), то лучше выбрать второй способ.

 

 

Способ второй: Выучить chord/scales.

Честно говоря, вменяемого перевода никогда не встречал: либо перевод не передаёт значение, либо вовсе другое русское слово и попытка объяснить через него. Поэтому предлагаю пользоваться таким — «гаммакорд». Смысл такой — вы начинаете мыслить не просто аккордом или гаммой, а их комплексом вместе. К примеру, Вы смотрите на D-7, а видите Ре минорный дорийский лад. То есть гаммакорд — это вертикальное представление горизонтального лада. Тем самым убиваете двух зайцев — и лад выучили и аккорд к нему!

 

Какие ноты можно играть в импровизации. Дорийский минор

 

Гари Бёртон (шесть Грэмми у мужика) утверждает, что для начала любой импровизатор должен знать десять видов гаммакордов. 10*12 нот = всего 120 штук. Это очень мало: выучивая в день по одной, понадобится три месяца, а они очень быстро начинают повторяться.

Итак, давайте начнем грустно — с дорийского минора. Для примера возьмём тот же D Dorian (Ре дорийский). Дорийский минор называется минором, потому что он очень похож на натуральный минор: у него III ступень — минорная (малая терция D-F). Однако, он имеет всего одну, но очень важную отличительную черту — ноту си (B). Нота Си — это повышенная VI ступень (VI#) по отношению к натуральному минору (там Си бемоль). Она (VI#) называется «характерной» ступенью дорийского минора (см. картинку выше).

Изолированно дорийский минор звучит, как что-то средневековое, но это самый употребительный минор в джазовой импровизации.

Ниже я прикрепил две аудиозаписи. Первая — это легендарная тема Майлса Дэвиса — So What. Состоит она всего из двух аккордов — D-7 и Eb-7. Которые традиционно обыгрываются угадайте чем?

Правильно! Ре и Ми бемоль дорийскими ладами. Вторая аудиозапись — это моя импровизация на эту тему с использованием только этих двух Дорийских ладов.


Отлично! Можно уже начинать практиковать дорийский минор. А ещё лучше расписать себе план и пользоваться рекомендации по упражнениям с гаммами и ладами из одной из моих предыдущих статей.

В этой статье много полезностей, поэтому лучше всего репостнуть себе или скинуть другу, чтобы всегда иметь быстрый доступ!

Всем терпения!

0