Импровизация в миксолидийском ладу

В одной из предыдущих статей я уже рассказывал про один важный для импровизации лад — дорийский минорный.

Встречайте второй лад, который стоит выучить по всему инструменту, пропеть, чтобы запомнить звучание, услышать краски и почувствовать его запах — миксолидийский! Это прекрасный и очень особенный лад. Как его построить, смотрите в этой статье.

Рассмотрим пример от ноты Bb (си бемоль). Тогда полное имя выглядит следующим образом: Bb Mixolydian. А ноты в нем — Bb C D Eb F G Ab.

 

Отличительная черта и невероятная особенная — это bVII ступень по отношению к одноименному мажору. Узнать подробнее можно все в той же статье.

Давайте построим тонический септаккорд. Итак, Bb D F Ab, барабанная дробь…

Это же доминантсептаккорд!

Все верно, миксолидийский лад хорошо обыгрывает доминантсептаккорд. (Для упрощения будем его называть доминантовый). Кто-то может сразу сказать, что этот аккорд звучит весьма по блюзовому и будет прав. Доминантсептаккорд — одна из характеристик мажорного блюза. Но давайте сразу оговоримся, что это ещё не блюз.

Вот хороший пример джазовой композиции, целиком построенной в миксолидийском ладу.

 

 

Подведём маленький итог: есть у нас Дорийский и Миксолидийский лады и ещё мажор и минор. Дорийскому соответствует малый минорный септаккорд, миколидийскому — доминантовый. Мажору и минору — мажорный и минорный аккорды соответственно. Теперь у нас появилась возможность соединить несколько аккордов вместе.

Построим вот такую аккордовую последовательность: II-7 — V7 — I. Это, наверное, самая популярная последовательность аккордов за всю историю музыки. Давайте рассмотрим аккорды этой последовательности в До мажорной тональности. II ступень до мажора — D, значит нам нужен Ре малый минорный септаккорд (D-7). V ступень до мажора — G, значит нам нужен Соль малый мажорный септаккорд (G7). С первой ступенью все просто — пока возьмём трезвучие:

 

 

Если вы внимательно читали предыдущие статьи, то для вас теперь картинка выглядит следующим образом. D-7 соответствует D Dorian, G7 соответствует G Mixolydian, трезвучию C соответствует мажорный лад.

 

 

 

Внимание: важная информация! Вам может показаться, что все эти лады имеют одинаковые ноты. И вам правильно кажется. Но на данном этапе нужно научиться мыслить на каждый аккорд своим ладом. На это есть несколько причин, которые я постепенно раскрою в последующих статьях.  

Теперь можно начать практиковать построение II-V-I в различных тональностях и играть лады поверх этих аккордов.

Друзья, нажмите на кнопочки и поделитесь этим постом с вашими друзьями, потому что импровизация — это коллективное творчество!

Всем усердия!

Роман Алексеев

0