Босса-нова блюз

Или почему «Wave» Антонио Карлоса Жобима — это блюз?

Приготовьтесь к путешествию в жаркую страну красивых гармоний и логичных функций. Сегодня поговорим о регармонизации от великого и неповторимого бразильца — Антонио Карлоса Жобима.

Композиция «Wave» — это классическая босса-нова, записанная Жобимом совместно с американскими музыкантами и вышедшая в свет в 1967 году.

Песня сразу стала хитом и попала на 114 место в Billboard 200 (двести самых популярных американских альбомов) и на 5 место среди джазовых альбомов.

У принято считать, что Глинка или Рахманинов — это композиторы с большой буквы, а те «джазовики» что-то там наигрывали себе. Но если объективно, Жобим по своим оригинальности и композиторскому таланту наваляет очень многим. Шутка, конечно, никто драться не собирается из-за них, хоть и бывали инциденты. Давайте вспомним основные яркие особенности Блюза. Сейчас будет сложно, но если вы чего-то не понимаете, просто пропустите это: Блюз — это традиционно песенная музыкальная форма (проще говоря: слова очень важны), основанная на повторении четырехтактового раздела А, за которым следует контрастная и заключительная часть B

Функции аккордов

Блюз имеет зафиксированное положение тоники, субдоминанты и доминанты. Но самое важное: слушатель ожидает появление этих функций в этих местах. Простыми словами, мелодия происходит из минорной гаммы, а гармония из мажорной. Это создает типичные для блюза диссонансы.

Плагальность

Блюз в основном использует плагальные каденции. Это те обороты, которые образуются с участием тоники и субдоминанты.

Структура аккордов

А вот аккорды преимущественно используются в виде малых мажорных септаккордов, обычно ассоциируемых с доминантовой функцией. Очень часто использует форму ретрогрессии,  V7 как диатонически вспомогательный аккорд к IV7 (ну это предмет частого спора ?)

Модуляции и отклонения

Почти никогда не бывает модуляций. Однако, отклонения разного вида, как в родственные тональности, так и в далекие, встречаются достаточно часто.

Мелодия

Мелодии разработаны как: 1) 2-х или 4-х тактовые рифы, повторяемые сквозь всю форму; 2) Изменяющиеся рифы с контрастом в части B; 3) сквозное развитие мелодии;   Итак, теперь давайте взглянем на ноты темы Wave. Это песня в форме AABA, но я приведу только часть А, потому что в ней весь наш интерес: Босса-нова блюз Первое что должно броситься в глаза — это количество тактов. Посчитайте сами? После того, как явный намек бросился в глаза и закричал: «что-то необычное здесь происходит, очень уж похоже на… блюз?»; можно двигаться дальше. Посмотрим на функции аккордов, которые приходятся на начало каждых четырехтактовых разделов Босса-нова блюз В первом такте у нас очевидно тоника, два знака при ключе, первый аккорд Dma7, ну всё понятно. В пятом такте по той же логике субдоминанта представлена Gma7. Всё тоже сходится. А что же происходит в 9? В блюзовой форме здесь должен быть каденционный оборот, или  V7 — IV7 (как в архаическом блюзе), или IIm7 — V7 (как в джазовом блюзе). Откровенно говоря ни того, ни другого мы не видим. Но это вовсе не означает, что здесь нет никакого другого каденционного оборота. Если мы временно избавимся от Bm7 и Bb7, то увидим что в основе всего этого движения лежит достаточно типичная джазовая каденция II7 — V7 — Ima7. Где E7 — это побочная доминанта к основной доминанте A7, почти как IIm7 — V7. Босса-нова блюз Тогда можем увидеть также, что Bb7 — это тритоновая замена E7 (подробнее прочитать можно здесь). А Bm7 — это родственная субдоминантовая пара для E7, работает по принципу IIm7 — V7. Босса-нова блюз Если будем смотреть в корень, то в 9-м такте, не смотря на различные замены и вспомогательные аккорды, Жобим спрятал обычную каденцию. Что и соответствует блюзовой форме. На самом деле вот уже почти и всё становиться понятным. Есть еще несколько аккордов, на которые стоит посмотреть и увидеть, что все они являются витиеватыми гармоническими ходами, за которыми прячется обычная блюзовая последовательность. В 3-м и 4-м такте мы можем найти подобным образом работающий оборот IIm7 — V7, который приводит нас к субдоминанте в 5-такте. Босса-нова блюз А Bbo7 работает как вспомогательный уменьшенный септаккорд к Am7. Поэтому вся вереница аккордов в первой части А просто подводит нас к субдоминанте во второй А. Аналогично, в 7-м и 8-м тактах мы встречаем оборот который подготавливает появление E7 в 9-м такте. Единственно по настоящему интересный аккорд здесь — это Gm7 после Gma7. Но даже это не должно пугать вас и вводить в заблуждение, потому что это типичный прием сопоставления контрастов, коим пользовался еще Бетховен. И последний штрих, последние два такта квадрата. Босса-нова блюз Если вы часто слушали латиноамериканскую музыку, то могли заметить, что такие «зацикленные» ходы IIm7 — V7 очень типичны. Это называется vamp — остинантная фигура аккомпанемента.В своем роде это намек на то, что мы все таки имеем дело с Босса-новой, а не с блюзом. Ведь если взглянуть например на некоторые бибоповые блюзы, они подобным образом «не похожи» на обычные блюзы. Босса-нова блюз   Вишенка на торте. Посмотрите на 10-й такт. Босса-нова блюз Да это же блюзовая гамма в чистом виде поверх мажорной гармонии! Полимодальность как есть! Хочется верить, что на этом этапе у вас уже не осталось сомнений в том, что Жобим переделал блюзовый квадрат, добавил немного характеристик босса-новы и оставил подсказки в виде блюзовых нот, чтобы мы могли с уверенностью утверждать — это гениально! Можно придраться к структуре аккордов, что они не малые мажорные, но если вспомнить блюз Чарли Паркера, который я указывал выше, то там тоже тоника и субдоминанта не представлены «доминантовыми» септаккордами. Однако, даже сама тема называется «блюз». Я насчитал 5 из 7 характеристик блюза в босса-нове Карлоса и мне кажется этого вполне достаточно?  

 

МЫ ИЗУЧАЕМ ДЖАЗОВУЮ ГАРМОНИЮ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО ГАРМОНИИ И АРАНЖИРОВКЕ. ВСЕ ДЕТАЛИ ЗДЕСЬ:

https://lp.anatomiamusic.com/harmonyarranging   Босса-нова блюз Босса-нова блюз Босса-нова блюз Босса-нова блюз Босса-нова блюз Приглашаю вас в телеграм-канал моей онлайн-школы джаза «Анатомия Музыки»  https://t.me/anatomiamusic Там я делюсь полезной информацией на тему джазовой импровизации, провожу эфиры, разбираю ошибки и отвечаю на вопросы)

Буду рад видеть вас!

0