Виды джазовых стандартов

Виды джазовых стандартов

Сегодня давайте поговорим о видах и типах джазовых форм. Так сложилось, что джазмены брали материал для своих импровизаций из 3-х видов источников.

[hr height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[fancy_heading title=»Блюз» h1=»0″ icon=»icon-music» slogan=»» style=»icon» animate=»bounceIn»]

[hr height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Блюз вообще имеет невероятно сильное влияние на джаз, как в области мелодики и гармонии, так и в эмоциональной сфере джаза. Лично для моих ушей, джазмен, который играет без «блюза» в своей игре, звучит весьма пресно и слишком «сладко». И это касается не только использования блюзовых нот, а вообще, в целом концепции блюза как родоначальника джаза. Неудивительно, что блюз – это также одна из самых часто играемых форм в джазе. И спустя время, многообразие разновидностей блюзовых форм зашкаливает. Было бы просто описать современный блюз как 12-тактовую форму, однако в современных реалиях бывают блюзы на 14 и 16 тактов и другие более изысканные варианты.

Для простоты понимания есть смысл все-таки разобрать так называемую «архаическую форму блюза» — это 12-тактовый период, состоящий из 3-х разделов по 4 такта. Типичная схема следующая:

| I7 | I7 | I7 | I7 |
| IV7 | IV7 | I7 | I7 |
| V7 | IV7 | I7 | I7 ||

Первый период начинается с Тонической функции, второй с Субдоминантовой и третий — самый проблемный. Считается, что третий начинается с Доминантовой, но тогда почему джазмены стали играть следующую последовательность?

| I7 | IV7 | I7 | I7 |
| IV7 | IV7 | I7 | I7 |
| IIm7 | V7 | I7 | I7 ||

В таком варианте, третий период тоже начинается с Субдоминантовой функции и это уже традиционный джазовый блюзовый квадрат.

Джаз развивался, и блюзовая форма насыщалась большим количеством аккордов, новых гармоний и более ужасающих гармонизаций, из-за которых иногда приходилось расширять форму. Ниже прикреплены несколько примеров на разные блюзы, вы без труда сможете послушать их в youtube.

[accordion title=»» open1st=»0″ openAll=»0″ style=»»]

[accordion_item title=»Tenor Madness — традиционный блюз»]

Виды джазовых стандартов

[/accordion_item]

[accordion_item title=»Israel – блюз с сильно измененной гармонией»]

Виды джазовых стандартов

[/accordion_item]

[accordion_item title=»Wave – это тоже блюз с B частью»]

Виды джазовых стандартов

[/accordion_item] [/accordion]

[hr height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[fancy_heading title=»Песенные формы» h1=»0″ icon=»icon-music» slogan=»» style=»icon» animate=»bounceIn»]

[hr height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Рассвет джаза пришелся на середину 20 века и неудивительно, что джазмены взяли популярные на тот момент песни, немного с ними поработали и стали использовать в своих «корыстных» целях. Это кстати интересно сказывалось на би-бопе. Боперы брали те же песни и играли их в 2-3 раза быстрее, насыщая сложной гармонией – получалась помесь «бульдога с носорогом», с одной стороны слушатель знал и мысленно подпевал им, с другой это звучало очень забавно и свежо.

Вариации форм в популярных песнях конечно очень сильно различались, но в целом можно увидеть некоторую концепцию. Самые распространенные формы это:

AABA
ABA
AAB
ABAC

Как вы видите они имеют преимущественно 2 раздела (A и B), но возможно включение в форму и третьего (С).

Как правило, эти разделы контрастны друг другу, что может быть выражено в смене тональности, смене диатонической системы на другую, смене характера мелодии, размера, ритма, сменой чего-либо. Главное это создание контраста в B части, что также называется бриджем (B — Bridge).

Традиционная форма AABA состоит из 32 тактов, по 8 тактов на каждый раздел. Также каждая А часть может иметь свою вольту для перехода в следующей за ней раздел (тогда можно обозначить как A1A2BA3). Но могут быть песни и с большим, и меньшим количеством тактов, и вовсе не квадратные.

Самый простой способ понять в какой форме написана песня – это слушать внимательно мелодию. Исполнитель, конечно, может вносить вариации из А в А части, но вы скорее всего сможете узнать повторение раздела.

[accordion title=»Посмотрите следующие примеры:» open1st=»0″ openAll=»0″ style=»»]

[accordion_item title=»These Foolish Things — AABA»]

Виды джазовых стандартов

[/accordion_item]

[accordion_item title=»Song For My Father — AAB»]

Виды джазовых стандартов

[/accordion_item]

[accordion_item title=»Cheek To Cheek — AABBCA»]

Виды джазовых стандартов

[/accordion_item]

[/accordion]

[hr height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[fancy_heading title=»Авторские композиции» h1=»0″ icon=»icon-music» slogan=»» style=»icon» animate=»bounceIn»]

[hr height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Третий тип джазовых стандартов – это авторские сочинения. Это те композиции, которые джазмены написали специально, а не песни, взятые из популярного репертуара. Как вы понимаете, дай волю джазменам – то здесь могут быть какие угодно формы. Однако, очень много авторских сочинений написаны в песенных формах и блюзе. Все дело в том, что эти формы очень удобны для импровизатора. С одной стороны, они достаточно повторимы в гармонии из-за чередования А частей. С другой стороны, они имеют контрастную вариацию, так освежающую импровизацию.

[accordion title=»Для примера посмотрите композицию Уэйна Шортера» open1st=»0″ openAll=»0″ style=»»] [accordion_item title=»Infant Eyes — отдаленно напоминает ABA, где каждый раздел по 9 тактов»]

Виды джазовых стандартов

[/accordion_item][/accordion]

[hr height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[fancy_heading title=»Оркестровые аранжировки» h1=»0″ icon=»icon-music» slogan=»» style=»icon» animate=»bounceIn»]

[hr height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Отдельно решил вынести оркестровые формы биг бэнда, но не как отдельный тип формы, а скорее, как пояснение некоторых недоразумений. Биг бэнд играет те же типы стандартов, что и маленькие комбо, но у Биг Бэндов есть аранжировки. А эти аранжировки могут немного изменять традиционное следование частей, добавлять различные интерлюдии, вступления и расширенные коды. Поэтому если вы слушаете какой-нибудь стандарт в исполнении Биг Бэнда, то следование частей формы этого стандарта может быть нарушено и будет отличаться от оригинала стандарта.

Спасибо за прочтение! Надеюсь, вам было интересно. Если так, не забудьте поставить лайк и поделиться этой информацией с друзьями.

Роман Алексеев

0