Как строить лады

Опубликовано: 02.08.2018 в 09:43

Автор:

Категории: Без рубрики,Статьи

Небольшая, но очень полезная статья о том, как строить и, главное, легко запомнить лады.

Я встречал два замечательно работающих подхода, которыми пользуются разные музыканты.

 

Подход первый. Мысли ключом!

Всем известно, что семь натуральных ладов можно получить из мажорной гаммы (а если вам неизвестно, рекомендую пройти мой курс по теории музыки). Но это не означает, что лады появились таким образом! То есть, если сыграть мажорную гамму от I ступени до I (от До до До, если мы в До мажоре), то мы получим До Ионийский лад. Если от II ступень до II (от Ре до Ре), получаем Ре дорийский. От Ми до Ми — Ми фригийский. И так далее. В итоге на ступеням мажорной гаммы строятся:

I — ионийский
II — дорийский
III — фригийский
IV — лидийский
V — миксолидийский
VI — эолийский
VII — локрийский

Алгоритм построения лада теперь сводится к выяснению ключевых знаков.

Давайте построим D локрийский. Мы знаем, что локрийский лад строится на VII ступени мажорного лада, тогда D — это VII ступень. Если D — VII, значит Eb — I ступень (в мажорной гамме, от седьмой до первой ступени расстояние в пол тона). Т.е. Ре локрийский строится на седьмой ступени Ми бемоль мажора. В Ми бемоль мажоре три бемоля при ключе, значит и в Ре локрийском их столько же. Получаем D Eb F G Ab Bb C.

 

 

Этот метод очень удобный и быстрый, идеален для клавишников, баянистов, видимо иногда для гитаристов🤔. Единственный недостаток — придётся запоминать, где находятся характерные ноты дополнительно.

 

Подход второй. Сравнение.

Следующий способ получения ладов больше подходит для духовиков, гитаристов, струнников, вокалистов. Барабанщиков? 😄

Есть точка отсчёта, с которой начинается изучение чего-либо. В музыке — это натуральные мажоры и миноры. Неплохая мысль в данном случае — запоминать другие лады в сравнении с этими двумя. Для этого необходимо знать характерные ступени диатонических ладов.

Построим Соль дорийский для примера. Из прошлого поста известно, что характерная ступень дорийского лада — #VI. Тогда, нам нужно взять натуральный Соль минор, в котором есть 2 бемоля при ключе — Bb и Eb. Весь лад Соль минора выглядит следующим образом — G A Bb C D Eb F.

Теперь нужно поднять на пол тона VI ступень. Получаем G A Bb C D E F. Что и есть Соль дорийский лад.

Надо честно сказать, лично я использую оба метода в комплексе, а если ещё честнее, то удобнее просто выучить все 120 необходимых ладов как таблицу умножения. Но на этапе разучивания рекомендую использовать один из вышеизложенных методов. Это очень продуктивно!

Подписывайтесь на новые статьи моего блога в вашей любимой соц. сети, шэрьте, если было полезно. Спасибо за внимание!

0

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий