Гармонизация минорной гаммы

Гармонизация минорной гаммы

Вопрос о гармонизации минорной гаммы поставил меня немного в затруднительное положение. С одной стороны, я спросил себя «кто вообще гармонизует гаммы и зачем?», а с другой стороны я порылся в интернете, и информация о гармонизации гамм была, но была какая-то… «никакая» информация была.

Я знаю одну важную и не очень очевидную причину гармонизации гаммы или её фрагмента. Это когда требуется ускорить гармонический ритм (частота смены гармоний) до тех длительностей, которыми играется сама гамма.

 

Но, честно говоря, таких вариантов может быть очень много, и я даже не смогу передать логику гармонизаций этих гамм в этой статье или даже серии статей. Потому что, по сути, гармонизация гаммы не отличается от гармонизации чего-либо вообще. Отсюда вопрос: может под гармонизацией гаммы подразумевается просто диатонический состав аккордов минора?

Поэтому я решил, что просто передам несколько примеров, как можно все-таки это сделать без вопроса «зачем?» и заодно распишу «диатонический состав аккордов минора». Давайте с него и начнем и будем делать все на примере До минора.

 

[divider height=»60″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]
Гамма может быть восходящей и нисходящей, для минора это критично. Если минор «восходит», то тяготеет с bVI в VI и bVII в VII и затем разрешается в тонику.
Если гамма нисходящая, то тяготения ступеней идут в обратном порядке от VII в V через все промежуточные ступени. Это немного странно называть «тяготением», это скорее какое-то «детяготение», но все же.

 

[divider height=»60″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]
[list icon=»icon-lamp» image=»» title=»» link=»» target=»_blank» style=»5″ animate=»»]
И поехали)) Аккорды которые строятся на ступенях минора следующие (все примеры септаккордами, которые легко трансформируются в трезвучия если нужно).
По сути это и есть первый вариант — диатоническая гармонизация минорной гаммы. Т.е. все что нужно – это построить аккорды от нот гаммы используя ноты из гаммы. И все! Вот об этом и пишут во всех первых страницах Яндекса и на сайтах различных онлайн-школ! А при чем тут гармонизация?

Еще одно мнение которое бытует в интернете касается аккорда второй ступени – II-7b5 (и в нашем примере еще и VI-7b5). Их структура – минор с уменьшенной квинтой и говорят, что если после него сыграть аккорд III ступени, то получится модуляция! Потому что это малый вводный из параллельной тональности.

Во-первых, так просто модуляция не получится, не было подготовки и не было закрепления новой тональности.

Во-вторых, мы гармонизуем гамму в движении вверх/вниз и слушатель не сможет уловить тонкие ладотональные взаимосвязи и почувствовать какую-то ерунду в гармонии. Скорее будет сконцентрирован на крайних голосах (мелодии и басу).

Проверьте сами:

 

Почувствовали какой-нибудь дискомфорт между 2 и 3 аккордами? Я нет.

[/list]

[divider height=»60″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[list icon=»icon-lamp» image=»» title=»» link=»» target=»_blank» style=»5″ animate=»»]

Если мелодия не очень быстро движется (например целыми нотами) или вы хотите достичь некоторого другого эффекта, то можно поработать с этим аккордом и, например, поменять ему структуру, потому как, длинными нотами направление движения улавливается сложнее. Можно использовать II-7, а не II-7b5 (аналогично преобразовать и VI ступень как квинту II-7). А это кстати приводит нас к дорийской гармонизации минора. Но раз мы рассматриваем с тяготениями (хроматическими нотами), то для примера я еще добавил параллелизма в конце гаммы.

[/list]

 

[divider height=»60″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[list icon=»icon-lamp» image=»» title=»» link=»» target=»_blank» style=»5″ animate=»»]

Следующий пример это гармонизация через доминанту. В гамме 7 звуков + 2 хроматических, из которых 4 звука содержаться в тоническом септаккорде и еще 3 в доминантовом септаккорде + 1 как пониженная нона, надстроенная к доминанте. Остается только VI, в нашем примере это Ля, эту ноту можно гармонизовать множеством способов, но я предлагаю попробовать вам не слишком популярный вариант.


[/list]
 

[divider height=»60″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[list icon=»icon-lamp» image=»» title=»» link=»» target=»_blank» style=»5″ animate=»»]

Аналогично гармонизуется с помощью уменьшенных септаккордов, нужно только вместо G7 подставить G#o7.

Последний пример здесь для того чтобы показать, что вариантов может быть масса. Назовем его свободная гармонизация.

 

[/list]

[divider height=»60″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]
Несколько важных пунктов:
  1. Что касается нисходящей минорной гаммы, то принцип будет тот же самый, за исключением последнего варианта, именно эта гармонизация не будет работать для нисходящей гаммы, потому что заточена под восходящие тяготения. Но все остальные варианты будут, т.е. если вы хотите свободно гармонизовать минорную гамму, то нужно подходить отдельно к частному случаю.
  2. Чтобы превратить это все в трезвучия, нужно просто убрать 4-ый звук в аккордах. Также можно пользоваться любым расположением и обращением (хотя это больше вопрос аранжировки).
  3. Если у вас в гамме отсутствуют некоторые хроматические звуки, которые мы гармонизовали (bVI, VI, bVII, VII), то вы просто можете их упустить и придерживаться выбранного принципа.
  4. В общем и целом, как я уже сказал, гармонизация гаммы не отличается от гармонизации вообще и скорее приведет вас к более детальному изучению гармонии.

Всем успешного освоения гармонии!

Роман Алексеев

0

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий