Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

Полиаккорды

Однажды один подписчик из моей группы Вконтакте прислал мне картинку выше, спросив, о чем говорит на ней Валуев? Так я и решил написать статью про полиаккордовые структуры.

На этом сайте нам часто придётся разбираться со значением слов. Фраза полиаккордовое звучание должна наводить на некоторые мысли, что есть некоторые полиаккорды, которые как-то особенно звучат. Давайте разбираться.

Полиаккорд — аккорд комплексной (составной) структуры, то есть многозвучие, расслаивающееся на относительно самостоятельные части либо складывающееся из двух или нескольких относительно самостоятельных частей-аккордов. (Википедия)

Мммм… Как-то сложновато…

Поэтому, своими словами, полиаккорд — это 2 слова поли + аккорд. С аккордом, я думаю, почти все ясно (это созвучие минимум трех звуков), а вот поли означает, что чего-то много. Получается, что полиаккорд — это некоторое созвучие, состоящее из нескольких аккордов.

Другое слово с которым нам сегодня придётся поработать — это надстройка (upper strucuture). И ещё в той же статье Википедии встречается слово «ядро». До этого никогда не встречал подобного, обычно называли основанием. Но обо всем по порядку.

Давайте разберём принцип как это работает. Я не знаю никакой классификации полиаккордов, поэтому придумал свою.

Ниже вы можете послушать аудиопримера: рекомендую делать это в наушниках.

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Простые

Я думаю многие теоретики не согласятся, что стоило выносить эти аккорды в отдельную группу, но мне кажется так понятнее.

Что будет если одновременно будут звучать близко расположенные друг к другу Фа мажорное (F A C) и Ля минорное трезвучия (A C E)?

Ноты A и С совпадают, тогда получается созвучие состоящее из звуков — F A C E и оно будет называться большим мажорным септаккордом — Fma7.

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

Можем сделать вывод, что септаккорды могут быть представлены двумя трезвучиями. И тогда в нашем примере Фа мажорное трезвучие — это основание или ядро, Ля минорное трезвучие — это надстройка. Ниже есть несколько примеров получения основных септаккордов подобным образом.

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Слэш-аккорды

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

 

Это не совсем самостоятельный пункт самодеятельной классификации, скорее частный случай, но который употребляется так часто, что есть смысл о нем поговорить.

Септаккорд может быть представлен как басовая нота + трезвучие. Если взять из предыдущего примера не Фа мажорное трезвучие, а только басовую ноту Фа (все равно звуки повторяются!) и Ля минорное трезвучие как надстройку, получим тот же септаккорд — Fma7. Только теперь он выражен через басовую ноту и трезвучие. Такое часто используется в R&B, Soul музыке.

Название происходит от способа записи аккорда, когда слева от слэша («/») указывается надстройка, а справа басовая нота. Так, Фа большой мажорный септаккорд (Fma7) можно записать как Am/F.

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

От ноны и вглубь

Следующий тип полиаккордов работает по тому же принципу, но в этот раз у нас получаются нонаккорды, ундецимаккорды, терцдецимаккорды. Это те случаи, когда пересечений между трезвучиями становиться меньше.

Например если мы будем накладывать До мажорное трезвучие на Фа мажорное, то получим Фа большой мажорный нонаккорд — Fma9.

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

Еще несколько примеров:

 

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

 

Руководствуясь той же логикой можно получить Fma7#4 и так далее.

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

 

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Доминантовые

Я решил выделить им отдельное место от предыдущего пункта, потому что они самые многочисленные и вариативные. Принцип тот же, но так как доминантовая гармония допускает наибольшее количество альтераций, то вариантов значительно больше. Для поддержания полноты звучания доминантовой гармонии, в основании обычно представлены тоника, терция и септима аккорда. Ниже приведены лишь несколько примеров.

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

 

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

За пределом разумного

И как это бывает, в конце самое великолепное. Возвращаясь к сути полиаккордов — это 2 и более аккордов звучащих одновременно. Что может быть еще?

Некоторые типы аккордов сложно описать, например вот этот:

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

 

Сложно, но возможно, запись следующая: F-ma7#4 или Fdimma7 или еще какая…. Читать не удобно и поэтому используют запись через слэш — E/F

Еще более безумный вариант, когда справа от слэша не басовая нота, а аккорд. Т.е. и слева и справа аккорды: Db/Fma7….. редко, но бывает (чаще через горизонтальную черту).

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

 

Еще пара шагов и мы пришли к кластерам:

Полиаккордовые структуры или о чем говорит Валуев?

 

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Наконец, хочу отметить, что если вы сыграете Фа мажорное трезвучие на одной гитаре с баре, а До мажорное на другой, тоже с баре, то скорее всего у вас не получиться создать полиаккордовое звучание. Потому что эта тема близка скорее к аранжировке для больших составов, или для пианистов, но кто знает. Не все еще изучено, у вас есть все шансы быть первым.

Буду благодарен, если поделитесь этим материалом с единомышленниками в вашей любимой соц. сети.

Роман Алексеев

0