Тональность Get Lucky — Daft Punk?

Тональность Get Lucky — Daft Punk?

Совершенно неожиданно для себя можно обнаружить, что простая, на первый взгляд, «песенка» может вызвать некоторый ступор или даже разногласия, в таком обыденном действии, как определение тональности. Итак, что же произошло?

Get Lucky — песня-хит выпущенная дуэтом электронщиков Daft Punk при участии Фарелла Уильямса в 2013 году. Думаю, вы ее могли частенько слышать по радио, на выступлениях живых команд, или в бесконечном количестве кавер-версий на ютубе. Песня действительно хороша и погрузилась в бытие музыкантов так сильно, что никто уже и не задумывается в какой тональности она написана, а просто говорят нечто вроде: «ну там 3 диеза».

Однако, бороздя просторы интернета, можно наткнуться то тут, то там на вспышки бурных обсуждений и споров о том, что же считать тоникой в Get Lucky?

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Легкий анализ покажет, что в интернете мнения на счет тональности разделились. В основном все спорят или песня в F#m (Фа диез миноре), или в Bm (Си дорийском миноре). Но есть и кардинально отличные мнения, иногда упоминается Ля мажор, Соль бемоль минор, а русский гугл вообще показывает Фа минор😀

Чтобы разобраться что здесь происходит нам понадобится посмотреть на песню с двух перспектив: мелодии и гармонии

[fancy_heading title=»» h1=»0″ icon=»icon-mic» slogan=»» style=»icon» animate=»»]Мелодия[/fancy_heading]

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[accordion title=»» open1st=»0″ openAll=»0″ style=»»][accordion_item title=»Открыть ноты Get Lucky»]

[/accordion_item][/accordion]

В нотном отрывке представлены все важные мелодические ходы, для удобства анализа разбитые на 3 части: A, B и С

Давайте отбросим заведомо ложный бред про Фа минор и т.п. В тональности определенно 3 знака при ключе и ответ напрашивается сам собой, это либо Ля мажор, либо Фа диез минор, либо что-то производное из этого ключа, может быть как раз, как и говорят в интернете, Си дорийский минор. Собственно это и есть основные претенденты на звание тоники.

Обычно, когда мы определяем тональности песни по мелодии, мы смотрим с каких нот она начинается и чем заканчивается, но также еще стараемся почувствовать тяготения в ладу, чтобы наверняка разрешиться в тонику. И если рассмотреть изолировано мелодию в части А, то можно заметить как вполне очевидно она вертится вокруг F#m трезвучия

Синим помечены главные тональные ступени Фа диез минора. Посмотрите как очевидно и убедительно затактом появляется вторая ступень — G# (помечена красным), что делает ее задержанием с разрешением в тонику. Если в конце сыграть еще F#m, то вообще не остается никаких сомнений

Анализируя части В и С, можно обнаружить, что подобного обыгрывания F#m аккорда уже нет. В части В мелодия приходит и начинает свое движение от терций аккордов.

А в части С вообще ни разу не появляется нота Фа диез. И вроде в этом нет особой проблемы, не всегда мелодия разрешается в тоническую ноту тональности… если бы мы только не смотрели на другой важный аспект — гармонию.

[fancy_heading title=»» h1=»0″ icon=»icon-music-line» slogan=»» style=»icon» animate=»»]Гармония[/fancy_heading]

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

А здесь всё становиться намного интереснее. С точки зрения гармонии, чтобы понять какая тональность песни, нам бы найти какой-нибудь четкий гармонический оборот, как D — T, ну чтобы вообще не осталось сомнений.

Если предположить, что тональность F# минор, то в последовательности Bm7 — D — F#m7 — E я как-то не вижу подобной каденции. Был бы здесь C#7 — F#m, тогда можно было бы закрыть вопрос, но ничего подобного здесь нет. Более того, расположенный в «неудобном» для тоники месте (третьем такте всей последовательности) аккорд F#m7 звучит вообще неубедительно.

Для расположения аккордов во времени характерна достаточно четкая структура. Например, для четырехтактного периода самое логичное место для Доминанты — это четвертый такт:

В таком расположении, Тоническая функция попадает на сильное время (1 такт), а доминантовая на слабое время (4 такта). В таком виде все получается достаточно логично, мы слышим напряжение в конце периода и ожидаем его разрешения.

Тут можно добавить например предвосхищающую субдоминанту перед доминантой и получить полный каденционный оборот:

Т.е. основной смысл естественного расположения функций в том, что в независимости от количества аккордов и качества оборотов внутри периода, Тоника будет приходиться на сильное время, а Доминанта на слабое. 

Возвращаясь к последовательности Bm7 — D — F#m7 — E, трудно сказать что это очень натуральное расположение Фа диез минорного септаккорда. Зато, мы видим очень натуральное расположение Си минорного септаккорда — Bm7 (1 такт)!

Что если тональности Get Lucky — Си минор дорийский? Тогда, конечно, нам стоит вести речь не о тональности, а о некоторой модальной системе.

Одна из важнейших характеристик модальных систем — отсутствие тональных тритонов. И действительно здесь нет ни одного малого мажорного септаккорда, ни одного уменьшенного или даже полууменьшенного. Если рассмотрим последовательность с точки зрения  Си минора, мы получим: Im7 — III — Vm7 — IV. И на стыке двух периодов можно заметить, как IV переходит Im7.

Такой ход уже даже можно назвать «клише» для Дорийской последовательности аккордов.

Итого, что мы имеем?

  • В гармонии отсутствуют яркие автентические (через доминанту) каденционные обороты с использованием тритонов
  • Зато присутствует очень модальный ход IV — Im7
  • Расположение во времени указывает на силу Bm7 как тоники. А аккорд IV ступени (E) — попадает на место каденционного аккорда (4 такт)

Осталась вишенка на торте. Вернемся в первый такт и подставим теперь аккорд.

Я намеренно сделал ноты длиннее, чтобы вы смогли уловить дорийскую краску Си дорийского лада в самых первых звуках песни.

[fancy_heading title=»» h1=»0″ icon=»icon-graduation-cap-line» slogan=»» style=»icon» animate=»»]Вывод[/fancy_heading]

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

Последний эксперимент на сегодня. Давайте подставим Си минорную тонику в конце мелодии и послушаем, как произойдет (произойдет ли вообще) разрешение в нее только мелодии.

Эм… как-то не очень… Т.е. я развел здесь такую канитель, написал много букв, доказывал, что песня в Си дорийском… А на деле мелодия туда вообще не тяготеет!

Всё так😁

Это и есть причина и корень всех споров и недоразумений с тональностью этой песни. Мелодия звучит четко в Фа диез миноре, а гармония уводит в Си дорийский лад. Поэтому люди слышат по разному. Допустим немного больше субъективности и пусть каждый сам сделает вывод. Лично для меня она всё таки больше в Си, но я знаю очень многих людей, кто определенно скажет что эта песня в Фа диез.

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]

[alert style=»error»]По вопросам обучения и частных уроков по гармонии, аранжировке, композиции и джазовому фортепиано — обращайтесь по следующим контактам


или на почту: [email protected]

[/alert]

0

Всего комментариев: 1

  • Нахум Переферкович
    Автор: Нахум Переферкович https://anatomiamusic.com/account/?user=155 Добавлено 10 февраля, 2021 в 12:04

    Лично я категорически отказываюсь использовать понятия мажора, минора или диатонических ладов. Песня построена на искусственных ладах(звукорядах) с переменными точками тяготения : первый — EBAG#AG#F# , второй- DC#DF#F#G#AABC#.Удивительно напоминает индусские раги.

    0

Оставить комментарий