Возникновение диатонической системы (диатоники) и тональности, обертоновый ряд

Обертоновый ряд

Хочу продолжить пересказ про возникновении диатоники и тональности в музыке. Но «возникновение» — это неправильное слово… Это скорее было освоением!

Давайте возьмём До мажорную гамму (C, D, E, F, G, A, B) и сравним с теми нотами что есть в обертоновом ряду. Все было бы слишком просто, если бы обертоновый ряд содержал ноты мажорной гаммы по порядку или в другом порядке или ещё как, но проблемы начинаются сразу с шестого обертона (Bb): он совсем не клеится в картинку мажорной гаммы. Посмотреть дальше — там Ab, а F вовсе не появляется в ближайших обертонах.

 

Возникновение диатонической системы (диатоники) и тональности, обертоновый ряд

Гамма До мажор

 

Возникновение диатонической системы (диатоники) и тональности, обертоновый ряд

Обертоновый ряд

Возможно, окружающий нас мир не так уж и прост и не укладывается всего лишь в один обертоновый ряд.

Вообще, это немного даже философская тема. Также, как личность каждого из нас формирует пространство вокруг себя, также и другие люди вокруг нас оказывают воздействие на нашу жизнь…. Все абсолютно тоже самое в мире звуков!

Предположим вы сыграли не только ноту C, но и G. Теперь вы получите не один обертоновый ряд, а два, и они оба будут воздействовать друг на друга.

Для начала вернёмся к одному обертоновому ряду от C. Если посмотреть на второй (G) и четвертый (E) обертоны, то можно заметить, что это ближайшие обертоны, отличающиеся от основного. Т.е. это прямо другие ноты, а не октавные повторения основной ноты. Более того, поменяем порядок и получим C E G: что-то да должно напомнить, если вы знакомы с музыкальной теорией.

Уже догадались?..

Правильно! Это — мажорное трезвучие!

Потрясно, правда? В одном лишь звуке До (C) уже содержится целое мажорное трезвучие! Которое легло в основу диатонической системы и получило название «тоники». Т.е. ближайшие обертоны, отличные от основного, формируют мажорное трезвучие.

Вы только задумайтесь, это сделал не человек — так было заложено природой!

«Ну ок, а чё там с остальными?» Далее процесс становится ещё более мистическим.

Самый первый отличный от основного обертон — это квинта, Соль (G) в нашем примере. И если вы сыграете её после всего, что было описано выше, то она породит свой обертоновый ряд и снова будет содержать в себе мажорное трезвучие — G B D. (Hint: доминантовое)

Да возрадуются физики! Когда мы играем ноты До и Соль на квинту выше одновременно, то второй (весьма очень близкий) обертон от ноты До начинает резонировать, т.к. его частота в четное количество раз больше, чем у ноты Соль. Это делает интервал квинты столь гипнотическим и привлекательным для этнических народников, шаманов, рок-гитаристов, для бурдонного баса и т.п.

А в продолжение этого «физического» безумия мы также можем возбуждать терцию (Ми), придавая очень естественное консонансное звучание мажорному трезвучию.

Связь между тоникой и доминантой установлена и тоже произростает из обертоновых рядов и их воздействия друг на друга. Осталось разобраться с субдоминантной.

Вы помните отрицательные числа из курса алгебры?
Что если До — это второй обертон некоторого ряда, тогда этот ряд будет начинаться от Фа. То есть, картинка выглядит уравновешено, когда и справа есть нота (G) и слева (F), в отрицательную сторону.

И тогда Фа порождает трезвучие, которое называется Субдоминанта, или «отрицательная доминанта» (находится слева от «оси» До). Хотя сейчас более модно называть её «Негативная доминанта», но не потому что она ворчит, злится или ноет, а просто от слова negative.  Вот и природный дуализм в виде добра и зла и равновесия между ними…

Получается, что Фа порождает обертоны — F A C, один из них совпадает с До, и они прекрасно резонируют.

Суммируя все вышенаписанное, получаем что все три «функции» связаны квинтовыми обертонами, и каждая из них порождает мажорные трезвучия. Если поставить все ноты в привычном порядке и исключить повторения, получим — C D E F G A B — те самые семь нот.

Я очень плохо знаю историю искусств и не претендую на научность в этих постах, но, я думаю, моего видения хватит чтобы немного встряхнуть вас.

Давайте переместимся в очень важный момент в истории. В момент, когда вестготы зашли попить чая в Рим и решили остаться, попутно истребив жителей и уничтожив наследие античного мира.

Дамы и Господа, это тот самый момент, когда было положено начало группе Руки вверх, Стасу Михайлову и многим другим.

Потому что они (вестготы) все сломали и пришлось все строить заново. И начали они с пропаганды Христианства, выстроив тем самым большое количество церквей по всей Европе. Самое модное музыкальное новшество того времени, григорианский хорал, получил такое же повсеместное распространение и признание. Да, именно так, с Григорианского хорала все и началось. Витас, Шура…

Этот хорал представлял собой ОДНОГОЛОСНУЮ мелодию. Но представьте себе музыкантов того времени, они хотели экспериментировать и добавили ещё один голос! Давайте угадаем в какой интервал?

Октава! (первый обертон)
Затем ещё один, квинта! (второй обертон) Затем терция! (четвертый)
Затем к доминантовому трезвучию добавили малую септиму (шестой).

Но нужно добавить, что ушло на это около 10 веков.

Далее эпоха классицизма установила функциональную систему тоники-субдоминанта-доминанты и трезвучие, как основную форму аккорда.

Затем освоение обертонового ряда продолжилось. Септаккорды, нонаккорды, ундецимаккорды, терцдецимаккорды с альтерациями в импрессионизме и джазе. Атональная музыка в 20 веке, додекафония, какофония и тд. Четвертьтоновая музыка… ещё дальше по обертоновому ряду.

История музыкального искусства — это история освоения обертонов, заложенных в самой природе звука.

А что дальше?

Дальше чистый космос.

Для более глубокого понимания данной темы рекомендую также посмотреть мое видео про обертоновый ряд и освоение диатоники.

0