Джазовая гармония с 0. Введение

Не стоит отрицать того факта, что наша страна, как и страны бывшего СНГ, провели в информационной изоляции слишком много времени во времена СССР чтобы это прошло бесследно.

Моему поколению еще известны истории о музыкантах, что служили во флоте и ловили американские радиочастоты чтобы записать их музыку на рентгеновские снимки. В шутку называя это «музыкой на костях».

Джазовая гармония с 0. Введение

Пластинки из рентгеновских снимков

 

Аналогичным образом в СССР не могли проникнуть и музыкально-теоретические веяния, развивавшиеся в США. Пока на нашем континенте формировалась одна из самых сильных школ классической музыки в мире, через океан зарождалась совершенно новая и необычная музыка, которая не могла преодолеть это расстояние, и мы оставались в неведении.

Получая всё большее распространение, джаз разлетелся по всему миру, «взрывая» танцполы и радиоэфиры, тем самым вынуждая музыкантов искать пути теоретического обоснования того, что они делают. Так родилась другая, альтернативная, школа музыки.

Джаз привлекал очень многих энтузиастов того времени, это были как люди образованные, так и одаренные. Глупо полагать, что джазовое образование создали бедные чернокожие американцы, которые «что-то там не слышали, или не знали»

Или что джаз – это «музыка толстых белых эксплуататоров» (М.Горький);

Джазовое образование было сделано эксцентричными исследователями, профессиональными музыкантами и очень образованными теоретиками.

Последствия создания такой системы образования сейчас можно увидеть, если просто взглянуть на мировые музыкальные чарты.

Там почти нет пресловутой российской эстрады, за исключением редких hip-hop артистов, что само собой черпают свое вдохновение у американских hip-hop звезд.

Джазовая гармония с 0. Введение

Скрин хитов 2020 г.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что наше классическое образование плохое или, что джазовое образование лучше.

Смысл в том, чтобы обратить ваше внимание на факты и не относится к созданной системе образования на другом континенте слишком легкомысленно.

А так может показаться, особенно если у вас уже есть классическое образование.

Поэтому давайте выясним самые важные различия между этими двумя школами.

1. Джазовая гармония – это практическая гармония.

Здесь не так много места для философских рассуждений и самое главное – у нас нет на это времени.

В силу импровизационной природы джазовой музыки и коллективной импровизационной природы, мы вынуждены принимать решения быстро, нужно играть здесь и сейчас.

Нужно быть в потоке и если другой участник ансамбля делает какие-то отклонения от гармонической сетки (аккордовые замены), то мы должны следовать за ним оставаясь в одной гармонической вертикали.

В противовес этому, классическая музыка – это музыка композиторов, для которых время не проблема.

Они могут думать над решением задачи часами или даже днями. Поэтому все гармонические «девайсы» в джазе заточены под скорость их применения.

2. Некоторые законы джазовой гармонии диктуются как бы «из вне». Барочная полифония, стала основанием для всей классической гармонии 17-18 веков и устанавливала законы голосоведения, которые легко применялись в четырехголосном изложении для хоровой музыки церквей.

Тогда как в джазовой музыке такого просто не было.

А гармония и движение голосов продиктованы скорее особенностями игры на музыкальных инструментах.

Видимо, по этой причине параллелизмы – это абсолютная норма.

Ведь если что-то хорошо звучит, например, на гитаре – тогда зачем это запрещать?

3. Джазовая гармония как дисциплина развивалась в середине 20 века и впитывала новомодные веяния искусства Европы того времени. Импрессионизм, экспрессионизм, модернизм и т.п.

Даже джазовая модальная музыка – это логичное продолжение поисков творческих идей в этносе народов мира, по сути тоже самое что и делали знаменитые импрессионисты К. Дебюсси и М. Равель.

Поэтому то, что в классической гармонии рассматривается как неустой (например, септаккорд в качестве тоники), в джазовой вполне трактуется как устойчивое звучание.

В конце концов, это вопрос субъективного восприятия, и он вовсе не означает, что одно отменяет другое.

Джазовая гармония с 0. Введение

Морис Равель — «Игра Воды». Тонический аккорд представлен как Emaj9

4. Ритм. Есть достаточно справедливое высказывание, что «джаз – это музыка ритма, классическая музыка – музыка тембра».

Стремление высекать из своего инструмента невероятной красоты звук – это хорошее стремление, но для джаза гораздо важнее, чтобы ваши ноги неслись в пляс.

Ритм здесь влияет и на гармонию, она становится «ритмизованной», периодичной и как бы вносит свой вклад в формирование грува.

Всё это может показаться странным на первых порах, но с прочтением школы мы углубимся в детали.

Главная же идея, которую стоит обдумать сейчас, — это соответствие средств анализа и анализируемой музыки.

Здесь можно со мной поспорить, но я твердо убежден, что не существует универсального подхода в анализе, для каждого музыкального веяния придется подбирать свои средства.

Вы не можете применить знания о гармонии Моцарта и Бетховена к музыке Дюка Эллингтона или Джона Колтрейна.

Они просто работают по разным фундаментальным законам. Ошибка, которую часто делают начинающие музыканты, это ошибка суждения об объекте с призмы полученного опыта из несоответствующей области.

Нам же не приходит в голову применять теорему Пифагора в отношении, скажем, приготовления кофе. Однако, в музыке мы делаем это постоянно.

Поэтому чтобы анализировать джазовую музыку соответствующими средствами анализа нам нужно разобраться в музыкальных обозначения и основах основ. Приступим!

Ниже вы найдете ссылки на статьи на тему «Джазовой гармонии»

Также вы можете поступить на обучение в рабочую группу «Гармония и аранжировка» и разобраться с джазовой гармонией от и до за 2 месяца по методике F.I.M.T, которую я узнал в BERKLEE.

Детальнее про обучение по ссылке: https://lp.anatomiamusic.com/harmonyarranging/

Джазовая гармония. Расширение аккорда и надстройки

ДЖАЗОВАЯ ГАРМОНИЯ. КАК РАЗОБРАТЬСЯ С ОБОЗНАЧЕНИЯМИ

 

0