Джазовая гармония. Расширение аккорда и надстройки
-
Что такое Tensions «теншионс»?
-
Практические примеры
-
Мажорные трезвучия
-
Минорные трезвучия
-
Малые минорные септаккорды
-
Надстройки (Upper structure)
Пожалуй, одна из самых загадочных и интересных тем джазовой гармонии. То, что делает её такой красочной и богатой и захватывает умы начинающих изучать эту область. Теншионс – это терцовое расширение базового септаккорда. Аккорды расширяются главным образом нотами, которые усиливают их насыщенность и диссонанс без изменения функции. Они называются теншионс, расширением или надстройками. В результате получаются расширенные аккорды, и в некоторых случаях полиаккорды или политональные/полимодальные аккорды. А теперь нормальным языком, чтобы было понятно. Возьмем для примера малый мажорный септ от До – C7. И добавим к нему еще одну терцию сверху, получив тем самым нону (секунда через октаву) по отношению к тонике аккорда. Такой аккорд будет называться нонаккордом. Теперь возьмем еще одну терцию вверх от крайнего верхнего звука, получим уже ундециму (кварта через октаву). Всё это красивые называния составных интервалов. Такой аккорд соответственно будет называться ундецимаккордом, хотя надо сказать что в обиходе обычно не произносят такие умные слова, а говорят просто «аккорд с одиннадцатой ступенью». Последний шаг, добавим еще терцию к верхнему звуку, получим терцдециму (секста через октаву) по отношению к тонике аккорда. Такой аккорд уже называется аналогично, терцдецимаккорд. Если мы захотим пойти выше еще на терцию, то получим тонический звук аккорда. Поэтому по сути у нас только три возможных расширения аккорда: 9, 11 и 13. Для лучшего понимания как работают расширения аккордов представьте, что в аккомпанементе фортепиано звучит С7, а в мелодии у солиста (например, Тромбон) звучит один из звуков теншионс. Если в классическом понимании гармонии эти звуки считаются неустойчивыми, то для джазовой музыки они вполне приемлемыми. Таким образом аккорд как-бы раздвигает свои границы звучания и расширяется, но при этом всё еще остается септаккордом в своем основании.
Эти цифры обозначают интервал по отношению к тонике базового септаккорда, но позволяют значительно больше вариантов альтераций:
- b9 – малая нона (секунда через октаву) сверху над тоникой аккорда
- 9 – большая нона сверху над тоникой аккорда
- #9 – увеличенная нона сверху над тоникой аккорда
- 11 – чистая ундецима (кварта через октаву) сверху над тоникой аккорда
- #11 – увеличенная ундецима сверху над тоникой аккорда
- b13 – малая терцдецима (секста через октаву) сверху над тоникой аккорда
- 13 – большая терцдецима сверху над тоникой аккорда
Главное правило во всём многообразии альтераций аккордов заключается в том, что мы не можем альтерировать самые главные звуки аккорда, иначе мы сменим его функциональность. Т.е. в малом мажорном септаккорде нельзя альтерировать терцию и септиму, иначе мы получим или минорный аккорд или большой мажорный, но никак не «доминантовый»! В то же время 5, 9, 11 и 13 альтерируются отлично. Рассмотрим несколько примеров. Надо сказать, что в джазе не все возможные расширения и альтерации используются одинаково. В основном мы будем иметь дело с теми, которые используются уже более 70 лет в мэйнстримовой джазовой музыке. Однако, вы должны понимать, что такие джазовые направления, как авангард, фри джаз, современный джаз могут дать больше свободы. Итак, самые распространенные расширения аккордов даны ниже.
Мажорные трезвучия могут быть расширены:
- 6 и 9
- Maj7 и 13
- #11 (может быть добавлена поверх для дополнительного диссонанса)
Минорные трезвучия (в качестве тоники Im):
- 6 и 9
- Maj7
- 9 и/или 13 (может быть добавлена поверх для дополнительного диссонанса)
Малые минорные септаккорды (функционирующие как субдоминанта – IIm7). (См. в следующих главах подробнее о функциях):
- 9
- 11 и/или 13 (может быть добавлена поверх для дополнительного диссонанса)
7sus4 аккорды:
- 9 и/или 13
Доминантовые септы:
- Потенциально возможны все альтерации, об этом позднее
Уменьшенные септы:
- Любой звук на тон выше аккордового тона. Обычно не имеют цифрованного обозначения
Полууменьшенные септы или Малые Минорные Септаккорды с пониженной (низкой) квинтой:
- 9
- 11
- 13 (может быть добавлена поверх для дополнительного диссонанса)
Надстройки (Upper structure)
Примеры выше показывают, что первоначальный аккорд, будь то трезвучие или септаккорд, может быть расширен множеством путей. Некоторые из них вполне обычны, некоторые достаточно экстраординарны (как например 13 ступень поверх большого мажорного септаккорда), но все они применяются в джазовой музыке, что делает джаз очень гармонически насыщенной музыкой. Теншионс дают потенциальные возможности для «раскрашивания аккорда» не меняя его функцию, но чисто с практической точки зрения расширения применяются посредством надстроек. В общей практике надстройка – это трезвучие, что имеет другую тонику от аккорда, над которым это трезвучие звучит. Надстройка – это чаще всего мажорное или минорное трезвучие. В результате мы получаем расширенный аккорд, который можно назвать полиаккордом. Чаще всего надстройки используются на доминантовые септаккорды, но могут быть и случаи с другими типа аккордов. Теперь понятным языком. Если мы возьмем и сыграем на фортепиано в правой руке G – Соль мажорное трезвучие, а в левой руке C – До мажорное трезвучие, то в результате у нас будет звучать Cma9 – До большой мажорный нонаккорд. Тогда, то что мы играли в левой руке – это основание аккорда, а в правой – надстройка. Давайте рассмотрим следующий пример. Верхние три ноты (Си-Ми-Ляb) образуют надстройку, которая в сущности представляет собой E мажорное трезвучие, где Ляb — это b9 и Ми – это 13 теншионс по отношению к G7 аккорду (в данном примере на Ляb нужно посмотреть с точки зрения энгармонической замены, потому что имеет значение не теоретическая запись, а фактическое звучание). В результате мы как будто слышим две тональности E и G мажор – политональность.
Есть несколько принципов как делать надстройки. В первую очередь, в основе аккорда надо поместить три главных звука аккорда: тонику, терцию и септиму. Квинта чаще всего выпускается из аккорда и причины здесь обычно две:
- Квинта — это ближайший обертон, отличающийся от основного тона. Она уже как бы «содержится» в тонике аккорда.
- Голосоведение получается более интересным и насыщенным (см. следующие главы).
Далее в верхней части аккорда мы формируем любые возможные трезвучия ориентируясь на верхнюю ноту в голосоведении. (Гитаристы чаще всего помещают в основании аккорда только тонику и септиму для того чтобы освободить пальцы для игры надстройки). Также мы не должны размещать терцию в основании аккорда если она появляется в надстройке или если мы имеем дело с sus-аккордами. Ниже представлено большое количество примеров надстроек над доминантовыми аккордами, как самыми распространенными. Не стоит учить их все сразу, гораздо важнее понять принцип и строить их самостоятельно. Снизу через слэш написаны надстройка и основание аккорда. Так как на доминантовые аккорды возможно наибольшее количество вариантов надстроек, то мы даже можем построить почти полностью хроматическую восходящую линию по верхнему голосу. Несколько типичных надстроек на минорные аккорды И мажорные аккорды Это большая и интересная тема о которой вы также можете прочитать здесь
Приглашаю вас в телеграм-канал моей онлайн-школы джаза «Анатомия Музыки» https://t.me/anatomiamusic Там я делюсь полезной информацией на тему джазовой импровизации, провожу эфиры, разбираю ошибки и отвечаю на вопросы)
Буду рад видеть вас!