Добро пожаловать на четырнадцатый урок курса теории музыки! Сегодня мы наконец-то начнем разбираться с тем, ради чего вообще стоило учить теорию музыки.

Раздел упражнений

Письменные задания

Этот раздел представляет собой письменные задания, которые вам необходимо выполнить. После чего вы можете свериться c ответами.

Открыть задания

Открыть ответы

Слуховой тренинг

Упражнение: Пропевайте мелодии на чистую квинту вверх и вниз от разных произвольных нот. Вы можете использовать другие известные вам песни для этого упражнения. Для тритона можно не подбирать песню, но обязательно пропойте этот интервал от разных нот.

Мелодии начинающиеся на чистую квинту:

Восходящая ч.5:

Заглавная тема звездных войн

Нисходящая ч.5:

Заглавная тема сериала «Игра престолов»


Послушайте примеры звучания восходящих и нисходящих ч.4, ч.5 и ув.4/ум.5


Упражнение 1: Вы будете слышать восходящие и нисходящие ч.4, ув.4/ум.5 и ч.5 от одной ноты. Постарайтесь определить какой интервал вы слышите.



Упражнение 2: Вы будете слышать восходящие и нисходящие ч.4, ув.4/ум.5 и ч.5 от разных ноты. Постарайтесь определить какой интервал вы слышите.

 



Упражнение 3: Вам необходимо послушать аудиозаписи и записать в ноты двухтактовые диктанты. Используйте шаблоны, где даны первые ноты фраз, размеры и ключи. Будьте внимательны к ритму.




Теперь проверьте свои ответы с верными вариантами

Посмотреть ответы на задания слухового тренинга

Опубликовано: 22.03.2022 в 10:34 Категории:

Я рад приветствовать вас на пятнадцатом уроке! Сегодня мы продолжим разбираться с трезвучиями

Раздел упражнений

Письменные задания

Этот раздел представляет собой письменные задания, которые вам необходимо выполнить. После чего вы можете свериться c ответами.

Открыть задания

Открыть ответы

Слуховой тренинг

Упражнение: Пропевайте мелодии на чистую квинту вверх и вниз от разных произвольных нот. Вы можете использовать другие известные вам песни для этого упражнения. Для тритона можно не подбирать песню, но обязательно пропойте этот интервал от разных нот.

Мелодии начинающиеся на чистую квинту:

Восходящая ч.5:

Заглавная тема звездных войн

Нисходящая ч.5:

Заглавная тема сериала «Игра престолов»


Упражнение 1: Вы будете слышать гармонические интервалы м.2 и б.2; м.3 и б.3; ч.4, ув.4/ум.5 и ч.5 от одной ноты. Постарайтесь определить какой интервал вы слышите




Упражнение 2: Вы будете слышать гармонические интервалы м.2 и б.2; м.3 и б.3; ч.4, ув.4/ум.5 и ч.5 от разных нот. Постарайтесь определить какой интервал вы слышите.




Упражнение 3: Вам необходимо послушать аудиозаписи и записать в ноты двухтактовые диктанты. Используйте шаблоны, где даны первые ноты фраз, размеры и ключи. Будьте внимательны к ритму.




Теперь проверьте свои ответы с верными вариантами

Посмотреть ответы на задания слухового тренинга

Опубликовано: 25.03.2022 в 12:38 Категории:

Добро пожаловать в четвертое творческое задание. Сегодня нам предстоит дописать второй голос к уже существующей мелодии и познакомиться с некоторыми новыми композиторскими техниками.


Очень часто в музыкальной практике мы сталкиваемся с задачей дописать второй голос к уже существующей мелодии. На это может быть несколько причин.

В ваш музыкальный коллектив пришел новый участник и он/она может играть только одноголосные линии. И чтобы человек не стоял в стороне и не ждал своего сольного выхода, ему можно написать партию, которая будет дополнять уже cуществующие мелодии.

Шаг 1: виды движения

Давайте определимся с некоторыми правилами написания второго голоса. Вы еще только начинающий музыкант, поэтому я дам чёткие руководства.

Пока у нас будут два основных движения мелодии: по звукам трезвучия (арпеджио) и по гамме.

Иногда это может быть не полное арпеджио, где будут играться не все звуки трезвучия. Поэтому будьте внимательны к квартам и квинтам в мелодии, они укажут где тоника аккорда.

Например, звуки F# C# указывают на трзвучие от F#. Мажорное, минорное или другого оно вида будет указано соответствующим обозначением аккорда сверху.

Похожим образом Вы будете иметь дело и с гаммами, они тоже могут быть не полными. Но я буду давать подсказки.

Вашей основной задачей на этом этапе будет определение участков мелодии, с движением по арпеджио и движением по гамме.


Шаг 2: голос в терцию

Теперь мы уже можем начать писать второй голос. Самый простой и распространенный способ, но от этого не менее эффективный — писать второй голос выше или ниже на терцию.

Здесь даже не придется задумываться какую терцию строить к звуку мелодии: малую или большую. Мы просто берем звуки из соответствующей гаммы или аккорда. Т.е. если сейчас в мелодии звучит Ре мажорная гамма, тогда мы можем взять звуки этой гаммы выше на терцию или ниже для второго голоса.

Аналогичным образом мы можем поступить когда имеем дело с гармоническим или мелодическим минором.


В участках мелодии с движением по арпеджио мы используем звуки аккорда для второго голоса. В таком случае правильнее будет сказать не «терция вверх», а «звук вверх». Потому что иногда мы будем получать кварту между звуками мелодии и второго голоса, а не терцию.

Давайте теперь посмотрим на следующую мелодии, где второй голос играет на терцию ниже.


Шаг 3: диапазон

Какую мелодическую линию играет второй голос будет определять еще и инструмент для которого мы пишем партию. У разных музыкальных инструментов, как и у разных певческих голосов, разные диапазоны звучания. Например, Туба не может играть во второй октаве, а певица сопрано не может петь в большой октаве.

Вы должны учитывать особенности инструмента для которого пишите второй голос и иногда появляется необхоимость «перебросить» партию второго голоса в другую октаву. Таким образом, голос написанный на терцию ниже, становится голосом на сексту выше и наоборот. Как вы конечно знаете — это обращение интервала.

Иногда для некоторых инструментов Вам придется вести голоса в дециму (терция через октаву), но будьте внимательны к более широким интервалам. Секста через октаву — это крайне широкий интервал и вы легко можете потерять связь между голосами.


Шаг 4: баланс

Если ваш новый участник коллектива играет безостановочно в некий интервал к основной мелодии, то это быстро становиться скучным и неинтересным. Поэтому нужно научится соблюдать баланс между игрой в интервал и паузами, либо игрой в унисон/октаву.

Вообще самый простой и очевидный способ игры для второго голоса — это просто повторять мелодию в приму или октаву. Поэтому интервалы лучше использовать для неких смысловых кульминаций. Там, где надо подчеркнуть мелодию, будь то важное слово в тексте, или громкая кульминация. В любом случае баланс между игрой в интервалы и не игрой в них будет лучшим вариантом.

И конечно, для еще одного инструмента лучше выделить свой нотный стан.


Задание

  • Допишите второй голос для данной мелодии.
  • Выберите инструменты для двух голосов. Диапазоны можно найти в интернете.
  • Вы можете выбрать интервалы терции вверх или вниз, или сделать обращение если этого требует диапазон
  • Вы не можете менять основную мелодическую линию, но в праве поступать со вторым голосом как хотите. Можете давать паузы или вести в интервал октавы/примы, или играть в терцию. главное старайтесь соблюдать баланс и интерес звучания.


Пришлите результаты вашей работы

Опубликовано: 21.06.2022 в 16:23 Категории:

Добро пожаловать на 16 урок теории музыки! Конечно, вы знаете, что такое бас. В этом уроке мы посмотрим, как бас дополняет звучание аккорда.

Раздел упражнений

Письменные задания

Этот раздел представляет собой письменные задания, которые вам необходимо выполнить. После чего вы можете свериться c ответами.

Открыть задания

Открыть ответы

Слуховой тренинг

Упражнение: Пропевайте мелодии на малую и большую сексты вверх и вниз от разных произвольных нот. Вы можете использовать другие известные вам песни для этого упражнения.

Мелодии начинающиеся на большую сексту:

Восходящая б.6

«В лесу родилась Елочка»

Take the «A» train

Нисходящая б.6

«Песня о далекой родине» — 17 мгновений весны

“Man in the Mirror” – Michael Jackson

Мелодии начинающиеся на малую сексту:

Восходящая м.6

«Johanna» — из мьюзикла Суинни Тодд — Демон Парикмахер

«In My Life» — Beatles

Нисходящая м.6

«Love Story»


Послушайте примеры звучания м.6 и б.6


Упражнение 1: Вы будете слышать восходящие и нисходящие б.6 и м.6 от одной ноты. Постарайтесь определить какую сексту вы слышите



Упражнение 2: Вы будете слышать восходящие и нисходящие б.6 и м.6 от разных ноты. Постарайтесь определить какую сексту вы слышите



Упражнение 3: Вам необходимо послушать аудиозаписи и записать в ноты двухтактовые диктанты. Используйте шаблоны, где даны первые ноты фраз, размеры и ключи. Будьте внимательны к ритму.




Упражнение 4: Вы будете слышать гармонические б.6 и м.6 от разных ноты. Постарайтесь определить какую сексту вы слышите


Теперь проверьте свои ответы с верными вариантами

Посмотреть ответы на задания слухового тренинга

Опубликовано: 25.03.2022 в 12:42 Категории:

Вы уже поняли, что голосоведение — это очень серьезная штука. Это очень большой раздел гармонии и без голосоведения аккорды слишком выделяются на фоне мелодии. Сегодня мы продолжим говорить о том, как грамотно и красиво вести голоса в аккордовых последовательностях, что позволит вам научится писать красивый аккомпанемент. Я приветствую вас на 17 уроке! И это стоп-урок, здесь вам нужно выполнить домашнее и отправить его на проверку.

Раздел упражнений

Слуховой тренинг


Послушайте примеры звучания чистой октавы и большой септимы


Упражнение 1: Вы будете слышать восходящие и нисходящие ч.8 и б.7 от одной ноты. Постарайтесь определить какой интервал вы слышите



Упражнение 2: Вы будете слышать восходящие и нисходящие ч.8 и б.7 от разных нот. Постарайтесь определить какой интервал вы слышите



Упражнение 3: Вам необходимо послушать аудиозаписи и записать в ноты двухтактовые диктанты. Используйте шаблоны, где даны первые ноты фраз, размеры и ключи. Будьте внимательны к ритму.




Упражнение 4: Вы будете слышать гармонические ч.8 и б.7 от разных ноты. Постарайтесь определить какой интервал вы слышите

Теперь проверьте свои ответы с верными вариантами

Посмотреть ответы на задания слухового тренинга

17 урок — это стоп-урок по этому блоку курса. Ниже вам предстоит пройти итоговый тест и сдать письменное задание на проверку. Проходите тест внимательно, вы не сможете перепройти его заново.

Выполните письменные задания прикрепленные ниже и отправьте на проверку.

Скачать задания

Welcome to your Тест 17 урока

Укажите номер такта, в котором звучит арпеджио мажорного трезвучия

Укажите номер такта, в котором есть уменьшенное трезвучие

Укажите номер такта, в котором можно найти трезвучие во втором обращении

Укажите номер такта, в котором бас играет не тонику аккорда

Среди данных четырех тактов, в каком расположении аккордов больше, открытом или закрытом?

Определите какой интервал звучит?
Укажите как движется теноровый голос в данном голосоведении

Укажите номер аккорда, который нарушил принципы голосоведения

Опубликовано: 25.03.2022 в 12:52 Категории:

Добро пожаловать на 18 урок курса теории музыки! В этом уроке будем разбираться в том, что такое тональность.

Приятного просмотра!

Анализ музыкальных произведений

В этом разделе вам будет необходимо проанализировать несколько произведений. Нужно определить встречающиеся тональности. Обращайте внимание на все сигналы, указывающие на тональность.


Первое произведение — это знаменитая «Песня Сольвейг» композитора Эдварда Грига.

Открыть ноты

Посмотреть ответ


Отсутствие ключевых знаков указывает либо на До мажорную гамму, либо на Ля минорную гамму. Т.е. мы имеем дело либо с До мажорной тональностью, либо с Ля минорной. С первых же тактов мы можем увидеть обыгрывание Am трезвучия в аккомпанементе. В пятом такте появляется встречный знак G#, что в свою очередь является VII# ступенью Ля минорной гаммы, а значит мы имеем дело с гармоническим видом минора. Суммируя все вышеописанное можно предположить, что тональность этой песни — Ля минор. Но давайте посмотрим, что происходит дальше.

В первом такте второй страницы заканчивается первый раздел произведения. После которого мы видим двойную тактовую черту и смену ключевых знаков.

Первый раздел заканчивается точным разрешением в Am трезвучие, причем мелодическая нота очень явно разрешается в тонику тональности — ноту A. Здесь мы можем однозначно подтвердить, что тональность первого раздела песни — Ля минор.

Второй раздел начинается со смены ключевых знаков на три диеза. Что в свою очередь является сигналом на Ля мажорную тональность или Фа диез минорную. В первом же такте второго раздела можно увидеть квинту A-E, что могло бы указывать на Ля мажорное трезвучие, но мы не сможем найти терцию для аккорда — C#, поэтому однозначно сказать что имеем дело с Ля мажорной тональность во втором разделе пока не получится.

Поэтому обратимся к окончанию второго раздела. И здесь мы можем уже увидеть однозначное Ля мажорное трезвучие, где мелодическая нота играет тонику — A. Все это дает нам понять, что второй раздел написан в Ля мажорной тональности.

Суммируя все вместе, получаем что здесь имеет место модуляция из Ля минора в первой части в Ля мажор во второй части. А если вы помните, такие гаммы (теперь уже тональности) называются — одноименными.


Следующая тема для разбора из кинофильма «Звездные войны», и это очень известный «Имперский марш» композитора Джона Уильямса.

Открыть ноты

Посмотреть ответ


Сразу мы обращаем внимание на ключевые знаки, как первый индикатор тональности и находим здесь 2 бемоля при ключе. Значит в основе тональности лежит либо Си бемоль мажорная гамма, либо Соль минорная. В мелодии нота G, что указывает на минорную тональность. Также, стоит обратить внимание на аккорды, но в первых двух тактах мы не сможем найти полноценные аккорды, здесь скорее просто интервалы. Поэтому нужно посмотреть чуть дальше и уже в третьем такте мы можем увидеть полноценный Gm.

Если вы посмотрите дальше, то можете испугаться большого количества встречных знаков, которых здесь действительно много. Но как я говорил в лекции, для определения тональности можно даже не смотреть на то, что происходит внутри произведения, гораздо важнее как оно начинается и как заканчивается. Поэтому двигаемся к концу.

А в конце мы вновь видим тот же самый интервал, что и в начале. Это, по факту, не полное тоническое минорное трезвучие. Если во втором такте мы находили подтверждение тому, что это Соль минорная тональность, то это аккорд (интервал) только подтверждает нашу догадку в конце.


А сейчас мы снова вернемся к классике, и следующее произведение

 «К Элизе» композитора Людвига Ван Бетховена.

Открыть ноты

Посмотреть ответ

В этой композиции нет ключевых знаков. С похожей ситуацией мы уже сталкивались и помним, что здесь имеет место либо До мажор, либо Ля минор. Поэтому минуя пассаж затакта и первого такта мы натыкаемся на ноту A в мелодии и квинту A-E в сопровождении, которая может служить основанием для Am трезвучия. В третьем такте мы видим E мажорное трезвучие, состоящее из звуков E G#  и B в мелодии. G# — это индикатор гармонического минора, а E мажорное трезвучие — это доминанта в Ля минорной тональности. Очевидно, что здесь имеет место Ля минорная тональность.

Когда мы подходим к концу первого раздела в 23 такте мы убеждаемся, что он заканчивается всё тем же неполным Ля минорным трезвучием. А дальше начинается новый раздел формы и появляются новые встречные знаки. Если мы проанализируем ноты которые использовал Бетховен, то на протяжении нескольких тактов начиная с 24-го мы увидим постоянно появляющийся Bb. Этот знак не вынесен в ключевые, но работает точно так же. Поэтому здесь может быть два варианта: либо Фа мажорная тональность, либо Ре минорная. Когда мы посмотрим что происходит в правой и левой руках пианиста в 24 такте, то увидим F мажорное трезвучие, что и дает нам понять, что здесь Фа мажорная тональность.

Двигаясь дальше, можно обнаружить достаточно много разных встречных знаков. Это не должно вас отвлекать, потому что эти смены знаков альтерации находятся в середине произведения.

Посмотрим на последние такты «К Элизе» и здесь видим тот же самы ход, что и в начале Am — E — Am (неполное). Теперь можно сделать вывод, что основная тональность произведения — Ля минор, а в средней части есть модуляция в другую тональность — Фа мажор. И такое встречается достаточно часто.

 


Давайте попробуем определить тональность рок песни популярной группы Linking Park — «Numb».

Открыть ноты

Посмотреть ответ

Иногда определение тональности поп или рок песни может быть весьма спорным, потому что явных указателей часто бывает что нет (как это происходит в классической музыке). В данной песну, с одной стороны, мы видим F#m трезвучие во втором такте и мелодическую ноту F#, что при наличии трех диезов при ключе сигнализирует о Фа диез минорной тональности. С другой стороны, в третьем такте есть вполне явное A мажорное трезвучие с мелодической нотой Ля, что указывает на Ля мажорную тональность. Более того, в пятом такте в сопровождении появляется E мажорное трезвучие, которое в свою очередь является V ступенью (доминантой) в Ля мажоре, что тоже хороший сигнал.

И если мы посмотрим на последние такты партитуры, то ничего нового не обнаружим и останемся в таких же непонятках, мажорная это или минорная тональность. Но давайте пороемся внутри, тем более это не сложно, ведь встречные знаки встречаются не часто.

В 64 такте мы находим C# мажорное трезвучие, которое содерит ноту E#, которая является VII# сутпенью Фа диез гармонического минора. Теперь можн ос большей уверенностью сказать, что это минорная песня. Хотя вы конечно могли определить мажорное или минорное наклонение на слух.

Такая путаница между параллельными тональностями часто происходит в поп и рок музыке и совсем не часто вы сможете найти такой аккорд, который даст точное понимание тональности. В таких случаях пожалуй будет лучше всего доверится своему слуху.

P.S. Фа бекар в 62 и 63 тактах- это ошибки (или упрощения) нотной записи. Такое часто встречается в любительских нотных текстах. На их месте должны быть ноты E#, но такие ноты не любят использовать.


Возьмем популярную песню группы The Police — «Every Breath You Take».

Открыть ноты

Посмотреть ответ

Очень часто аккорды обыгрываются с помощью различных видов арпеджио и по этим арпеджио уже можно понять что за гармония имеется в виду. В первом такте этой песни мы можем увидеть нечто напоминающее арпеджио из звуков A E B C#. Наша задача увидеть основной аккорд который обыгрывается здесь, расположив звуки по второй считалке — A C# E. Нота Си — это вспомогательная нота, такое очень часто случается. Тогда мы получаем Ля мажорное трезвучие и учитывая ключевые знаки можем сделать первое предположение, что тональность песни — Ля мажор. Подтверждение этому предположению мы находим в пятом и шестом тактах, когда таким же образом обыгрываются Ре и Ми мажорные трезвучия (IV и V ступени) — они же субдоминанта и доминанта тональности Ля мажор.

Давайте сразу обратимся к концу песни и найдем подтверждение Ля мажорной тональности, как основной, в виде последнего аккорда с различными удвоениями аккордовых звуков.

Давайте вернемся на несколько тактов назад и увидим «Бридж» с несколькими альтерациями. В 41 такте явно можно заметить Фа мажорное трезвучие, а в 43 такте Соль мажорное с многочисленными удвоениями нот. Суммируя получим, что встречные знаки альтерации отменяют ключевые и у нас остаются все чистые белые клавиши, что указывает на До мажор или Ля минор. А аккорды F и G — это субдоминанта (IV) и доминанта (V) До мажорной тональности.

Здесь имеет место нечто более изысканное чем просто модуляция в До мажор, но давайте пока остановимся на этой мысли.

Если вы внимательно просматривали нотный текст песни, то могли заметить, что в ней визуально достаточно «много нот». Опять же, это не должно вас отвлекать при определении тональности, нужно только обращать внимание на ключевые места.


Слуховой тренинг


Упражнение: Пропевайте мелодии на малую и большую септимы вверх и вниз от разных произвольных нот. Вы можете использовать другие известные вам песни для этого упражнения.

Мелодии начинающиеся на малую септиму:

Восходящая м.7

«Somewhere» — West side story

Нисходящая м.7

«Watermelon man» — Herbie Hancock


Послушайте примеры звучания м.6 и б.6


Упражнение 1: Вы будете слышать восходящие и нисходящие б.7 и м.7 от одной ноты. Постарайтесь определить какую септиму вы слышите


Упражнение 2: Вы будете слышать восходящие и нисходящие б.7 и м.7 от разных ноты. Постарайтесь определить какую септиму вы слышите


Упражнение 3: Вам необходимо послушать аудиозаписи и записать в ноты двухтактовые диктанты. Используйте шаблоны, где даны первые ноты фраз, размеры и ключи. Будьте внимательны к ритму.


Упражнение 4: Вы будете слышать гармонические б.7 и м.7 от разных ноты. Постарайтесь определить какую септиму вы слышите

Посмотреть ответы на задания слухового тренинга

Опубликовано: 06.04.2022 в 13:08 Категории:

Добро пожаловать на 19 урок курса теории музыки! Сегодня мы коснемся аранжировки, того как можно написать или сыграть простой аккомпанемент!


Раздел упражнений


Письменные задания

Этот раздел представляет собой письменные задания, которые вам необходимо выполнить. После чего вы можете свериться c ответами.

Открыть задания

Открыть ответы


Слуховой тренинг

Теперь проверьте свои ответы с верными вариантами

Посмотреть ответы на задания слухового тренинга

Опубликовано: 06.04.2022 в 13:12 Категории:

Мы подошли вплотную и больше не можем откладывать это творческое занятие — сегодня будем писать полноценную аранжировку/инструментовку.


Для начала несколько важных понятий. Есть три слова, которые постоянно между собой переплетаются: инструментовка, оркестровка, аранжировка.

Чтобы избавить вас от путаницы объяснение будет следующим.

Оркестровка — это написание партитуры для оркестра из произведения, которое изначально не было написано для оркестра с максимальным сохранением первоначального замысла.

Инструментовка — это тоже самое, только состав инструментов может быть любой, не только оркестр.

Аранжировка — это написание партитуры для любого состава инструментов с возможным изменением первоначального замысла.


Шаг 1

Для начала нам понадобится какая-нибудь мелодия/песня. Я взял песню Love Me Now — John Legend.

Немного поискав в интернете я нашел фрагмент нот

Далее мне пришлось поработать немного на слух и доснимать всю оставшуюся песню, но вы можете найти полноценную версию нот.


Выбираем состав инструментов. Здесь конечно бывает много целей и задач, которые влияют на выбор инструментов. Но я предлагаю упрощенный вариант.

Нам нужен солирующий инструмент, который будет играть основную мелодию, гармонический инструмент для заполнения, бас и ударные инструменты.

Вы можете взять на выбор любой солирующий интсрумент, но желательно чтобы это был инструмент играющий в верхнем регистре. Это может быть скрипка, саксофон, флейта или голос и т.п.

Предположим что мы пишем партитуру для певицы. Здесь очень важно обратить внимание на диапазон в котором располагается мелодия. Проанализируйте всю песню и найдите самую низкую и самую верхнюю ноты мелодии.

В Love me now у меня получился диапазон от F  первой октавы до Ab второй октавы.

К сожалению, певица, для которой я собрался делать аранжировку может спеть только G второй октавы, но у нее есть запас в нижнем регистре. В целом ее диапазон выглядит следующим образом.

Очевидно, что мелодия Love Me Now выходит за пределы этого диапазона и нам будет нужно перенести мелодию ниже. При этом не стоит певцам давать петь их самую верхнюю ноту слишком часто, лучше сделать диапазон с запасом.

Значит нам нужно перенести мелодическую линию ниже как минимум на терцию, чтобы в новом варианте самой верхней нотой получилась нота F второй октавы. От Ab до F расстояние в малую терцию.

Мы переносим всё произведение на малую терцию вниз с сохранением интервального состава между всеми нотами и аккордами.

Такой процесс называется транспонированием.

В итоге получается, что мы меняем тональность с Фа минора на малую терцию вниз в Ре минор (с одним знаком при ключе). Все ноты мелодии и аккорды теперь находятся на малую терцию ниже первоначального варианта.


Теперь можно выбрать другие инструменты. Для баса я возьму контрабас, для гармонического инструмента — фортепиано, среди ударных будет шейкер и кахон. Установим нотные станы для этих инструментов

Если внимательно послушать оригинальную песню то можно заметить такой постоянный ритмический рисунок

 

Такой ритмический рисунок мы можем дать всем сопровождающим мелодию инструментам. Очевидно, что его будут играть кахон и бас. Если с Кахоном всё очень просто — он просто отстукивает этот ритм, то для баса нужна хоть какая-то партия.

В первую очередь бас играет тоники аккордов, т.е. на все сильные доли бас будет играть тоники аккордовой последовательности Dm — Bb — C — Am.

Для разнообразия партии баса мы можем дать играть ему еще и квинты аккордов на слабые доли — это очень типичный способ игры для баса через тоники и квинты аккордов.

Теперь нам нужно еще и гармоническое заполнение. Для партии фортепиано нужно написать аккорды в верном диапазоне аккомпанемента, учитывая все правила голосоведения, что мы проходили ранее.

Совместим полученный аккомпанемент с мелодией и получаем

Открыть партитуру

 

У нас в запасе остался незадействованным шейкер, его можно использовать в других частях формы. Например, в припеве можем дать ему играть рисунок 16-ми нотами, что очень типично для шейкера.

Открыть партитуру

 

Может быть очень много других вариантов аккомпанемента и всяких фишек. Не стоит стараться сделать сложно. В аранжировке всегда важнее простота и уместность того, что мы используем.

Предлагаю вам послушать вариант моей аранжировки этой песни для дуэта Duo Contrasti.

Кстати со второй минуты там есть фрагмент сочинения Л.В. Бетховена


Задание к этому уроку — это конечно же сделать аранжировку любой интересной для вас композиции/песни.

  1. Не берите слишком сложные сочинения и не старайтесь сделать сложными те, что были написаны просто.
  2. Выберите инструменты для мелодии, гармонии, баса и ударных.
  3. Сделайте транспонирование в другую тональность.
  4. Вы можете использовать различные паттерны аккомпанемента, как фигурации, арпеджио, паттерны 2:1 на ваш вкус.

Удачи!


Пришлите результаты вашей работы

Опубликовано: 21.06.2022 в 16:27 Категории:

Добро пожаловать на двадцатый урок курса теории музыки! В этом уроке мы наконец-то поговорим про мелодию


Раздел упражнений


Слуховой тренинг

Опубликовано: 06.04.2022 в 13:16 Категории:

Добро пожаловать на 21 урок курса теории музыки! Этим уроком мы открываем блок с более сложными гармоническими структурами — септаккордами.


Раздел упражнений


Письменные задания

Этот раздел представляет собой письменные задания, которые вам необходимо выполнить. После чего вы можете свериться c ответами.

Открыть задания

Открыть ответы


Слуховой тренинг

Упражнение 1: Пропевайте арпеджио мажорных и минорных трезвучий от произвольных нот на клавиатуре

Упражнение 2: Играйте 2 ноты трезвучия, пойте оставшуюся ноту аккорда

Упражнение 3: Стройте и пропевайте арпеджио аккордов от разных звуков аккорда. Например, от ноты А можно спеть F мажорное трезвучие, где А — это терция аккорда. Получаем: A F A C A F


Послушайте примеры звучания мажорных и минорных трезвучий


Упражнение 1: Определите, мажорное или минорные трезвучие вы слышите



Упражнение 2: Определите, мажорное или минорные трезвучие вы слышите

Проверьте свои ответы. Если будет нужно прослушайте еще несколько раз задания подсматривая в ответы

Посмотреть ответы на задания слухового тренинга


Опубликовано: 15.04.2022 в 10:41 Категории:

Добро пожаловать на 22 урок курса теории музыки! Сегодня мы продолжаем говорить о септаккордах и рассмотрим минорные виды


Раздел упражнений


Письменные задания

Этот раздел представляет собой письменные задания, которые вам необходимо выполнить. После чего вы можете свериться c ответами.

Открыть задания

Открыть ответы


Слуховой тренинг

Упражнение 1: Пропевайте арпеджио увеличенных и уменьшенных трезвучий от произвольных нот на клавиатуре

Упражнение 2: Играйте 2 ноты трезвучия, пойте оставшуюся ноту аккорда

Упражнение 3: Стройте и пропевайте арпеджио аккордов от разных звуков аккорда. Например, от ноты А можно спеть F увеличенное трезвучие, где А — это терция аккорда. Получаем: A F A C# A F


Послушайте примеры звучания увеличенных и уменьшенных трезвучий


Упражнение 1: Определите, увеличенное или уменьшенное трезвучие вы слышите


Упражнение 2: Определите, увеличенное или уменьшенное трезвучие вы слышите

Проверьте свои ответы. Если будет нужно прослушайте еще несколько раз задания подсматривая в ответы

Посмотреть ответы на задания слухового тренинга


Опубликовано: 15.04.2022 в 10:45 Категории:

Вы зашли в последнее творческое задание. Эти задания направлены на стимуляцию вашей креативности и объяснение, как работают все те музыкальные элементы, что мы с вами проходим. Вероятно, кульминацией творческого намерения должно быть осознанное сочинение музыки или импровизация. Сегодня мы попробуем добиться этого — вам предстоит сочинить небольшую пьесу.


Что первично, аккорды или мелодия?

В некоторой степени, это частый спор и вопрос начинающих композиторов. Этот спор равносилен спору о том, что первично: слова или музыка в песне, яйцо или курица на ферме?

Здесь нет однозначного ответа. Часто на первичность того или другого влияет много факторов извне. Например, композитору могут дать готовый текст для написания музыки к мюзиклу или композитор сочинил классную мелодию на которую легко ложиться текст рок-песни.

Также и с мелодией и гармонией, иногда мелодия диктует гармонию, иногда композитор сочиняет мелодию на готовую гармонию.

Процесс присоединения гармонии к готовой мелодии называется гармонизацией.

Такой подход кажется естественным и очевидным: композитор сочиняет мелодию, затем гармонизует ее аккордами, затем аранжирует для оркестра.

Но именно из-за неочевидности второго подхода мы упускаем важную суть: аккордовые последовательности имеют свою логику строения и особую красоту сопровождения. Более того мелодия также развивается по движению аккордов обрисовывая различные гармонические обороты. Поэтому сегодня мы попробуем писать мелодию на аккордовую последовательность.


Шаг 1: Аккордовая последовательность

Мы уже немного познакомились с основными
функциями гармонии: Тоническая (T), субдоминантовая (S), доминантовая (D).

Давайте посмотрим на три главных аккорда в
До мажорной тональности.

Как вы уже знаете, эти аккорды презентуют как раз все те функции: T, S, D.

Если вы какое-то время поиграете эти аккорды в разном порядке, то обнаружите, что C мажорное трезвучие звучит очень устойчиво и два другие аккорда стремятся разрешиться в него.

Т.е. если мы играем F — C или G — C, то мы создаем некоторое напряжение, которое потом разрешается с появлением C мажорного трезвучия.

Переход из неустойчивого состояния гармонии в устойчивое будет называться каденцией.

Здесь можно сразу сделать вывод, что Тоническая функция — это функция «покоя», а Субдоминантовая и Доминантовая — это функции «напряжения».

Теперь, если вы попробуете сыграть С — F — G — С, то обнаружите, что в таком варианте мы из состояния покоя постепенно перешли в состояние напряжения, затем напряжение стало сильнее и только потом разрешились и снова перешли в состояние покоя.

Такая последовательность функций T — S — D — T называется полным каденционным оборотом.

Этот каденционный оборот — это основа всего гармонического движения.

Теперь давайте подытожим и посмотрим какие вообще могут быть последовательности функций:

T — S, S — T, T — S — T

T — D, D — T, T — D — T

S- D, T — S — D, S — D — T, T — S — D — T

А вот следование функций D — S — это совсем не типичное движение гармонии. В таком варианте происходит необычное разрешение D, поэтому на начальных этапах стоит избегать такой последовательности. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что и такой вариант встречается.


Еще немного о функциях.

Глобальная мысль здесь в том, что функции аккордов — это не сами аккорды, это те роли, которые аккорды выполняют.

А если это не сами аккорды, значит и другие аккорды, кроме C, F и G могут выполнять роли T, S и D.

На картинке выше вы можете увидеть, что аккорды на I, VI и III ступенях — это аккорды Тонической функции.

Аккорды на ступенях IV и II — это аккорды Субдоминантовой функции. А на V и VII ступенях — Доминантовой функции. Эти аккорды приходят из мажорной тональности. В данном примере из До мажора.


Шаг 2: Аккорды функциональной группы

Как упоминалось ранее, одну и ту же функцию может выполнять несколько разных аккордов. В то же время и один и тот же аккорд в тональности может выполнять несколько разных функций.

И это изучает гармония. Это очень большой раздел музыкознания, из которого мы возьмем очень базовые принципы строения аккордовых последовательностей.

Чтобы построить последовательность нам нужно наметить движение функций, учитывая только, что комбинацию D — S лучше избегать.

Для начала лучше воспользоваться таким шаблоном. Здесь есть ограничение формы на восемь тактов и даны крайние функции.

Заполнять такты другими функциями вы можете произвольно, у меня получился следующий вариант. Только помните, что мы не используем комбинацию D — S

У нас почти всё готово, осталось функции заполнить соответствующими аккордами из каждой функциональной группы. Опять же, это можно делать почти произвольно! Доверьтесь своему слуху.

Совершенно необязательно задействовать все возможные аккорды в одной последовательности, даже необязательно задействовать все варианты движения функций. Мой пример — это скорее демонстрация различных возможностей движения и комбинаций.


Шаг 3: Пишем мелодию

Хорошая мелодия не нуждается в аккомпанементе. Это тоже спорное утверждение, но если вы сможете его принять, то увидите то, что скрыто за музыкой.

Очень часто мелодии строятся на аккордовых звуках, они как бы обрисовывают гармонию.

Так как, мы уже сделали аккордовую последовательность и она развивается по основным законам гармонии, имеет каденционные обороты и звучит завершенно, тогда нам только остается перенести это в мелодию.

Давайте еще вспомним о мелодическом контуре и наметим примерную кyкульминацию в нем

Теперь напишем мелодию только из звуков аккордов примерно следуя контуру

Не аккордовые звуки помечены «*». Не аккордовые звуки — звуки из До мажорной тональности, но не входящие в данный момент в аккорд.

Уже сейчас слышно, как мелодия обрисовывает движение гармонии, как в мелодию уже заложены движения функций. Обратите внимание на Bo — очень яркий и напряженный аккорд, который врезается в музыкальную ткань. Такой оборот чаще можно встретить в классической музыке чем в популярной.

Теперь можно поработать с мелодией более детально, добавить больше не аккордовых звуков, сделать секвенции.


Шаг 4: Аранжируем

Сделаем простую аранжировку. Вы можете выбрать любые инструменты и паттерны аккомпанемента. У меня получился следующий вариант

Открыть партитуру

 


Вашим домашним заданием будет проделать всё тоже самое и прислать получившиеся мелодии.

Удачи!

Опубликовано: 21.06.2022 в 16:30 Категории:

Добро пожаловать на 23 урок курса теории музыки! Сейчас мы будем разбираться с обращениями и аранжировкой септаккордов


Раздел упражнений


Письменные задания

Этот раздел представляет собой письменные задания, которые вам необходимо выполнить. После чего вы можете свериться c ответами.

Открыть задания

Открыть ответы


Слуховой тренинг

 


Опубликовано: 15.04.2022 в 10:53 Категории:

Добро пожаловать на 24 урок курса теории музыки! В этом уроке мы рассмотрим как соединяются септаккорды, учитывая плавное голосоведение


Раздел упражнений


Письменные задания

Этот раздел представляет собой письменные задания, которые вам необходимо выполнить. После чего вы можете свериться c ответами.

Открыть задания

Открыть ответы


Слуховой тренинг

 


Опубликовано: 15.04.2022 в 10:55 Категории:

Добро пожаловать на 25 урок курса теории музыки! Это последний урок курса и сегодня мы рассмотрим некоторые оставшиеся важные моменты в работе с аккордами


Раздел упражнений


Слуховой тренинг


25 урок — это стоп-урок по этому блоку курса. Ниже вам предстоит пройти итоговый тест и сдать письменное задание на проверку. Проходите тест внимательно, вы не сможете пройти его заново.

Выполните письменные задания прикрепленные ниже и отправьте на проверку.

Скачать задания

 


Опубликовано: 15.04.2022 в 10:58 Категории:

Вы прошли огромный путь и мне хочется сделать несколько последних наставлений. Посмотрите заключительное видео ниже.

Пожалуйста оставьте свой видео-отзыв о пройденном курсе

За такой отзыв мы дадим вам 10% скидку на любой продукт дальнейшего обучения, вы можете пойти учиться на следующие курсы:

  • Курс «Поп аккомпанемент»
  • Курс «Джазовая Импровизация»
  • Курс «Секреты Джазового Аккомпанемента»
  • Мастер-класс «Фирмовый Аккомпанемент»
  • Мастер-класс «Джазовая Импровизация»

За подробностями пожалуйста обратитесь напрямую ко мне

Телеграмм

ВК

Спасибо, что учились на этом курсе!

 

Опубликовано: 15.04.2022 в 11:04 Категории: